Балеты на пушкинские темы.Раздел: История балета |
10-03-2024 |
Таким образом мы видим, что проблема балетной интерпретации Пушкина ни в какой мере не оказалась решенной в русском хореографическом театре дореволюционной эпохи. Первично поставленная еще при жизни поэта в опытах Дидло и Глушковского, когда для успешного утверждения ее еще не было и не могло быть реальных предпосылок, в дальнейшем она оказалась попросту скомпрометированной. В этом отношении советские композиторы столкнулись в балете с положением, прямо противоположным тому, которое они имели в области «пушкинского наследия» в русской классической опере.
Первым советским балетом на пушкинскую тему был «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева — Р. Захарова — Н. Волкова, поставленный в 1934 году Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова и с тех пор прочно вошедший в репертуар всех крупных музыкальных театров нашей страны. Балет этот сразу был расценен советской художественной общественностью как событие большого принципиального значения, как спектакль идейно содержательный, в котором танец перестает быть художественной самоцелью, а пантомима — только средством передачи фабульных подробностей. И то и другое, сливаясь в единой образной системе, становится проводником ведущей идеи произведения, раскрываемой в драматургически целостной форме.
«Перерождение (если не просветление) дикой души через высокое чувство любви. Мысль великая и глубокая!», — так сформулировал Белинский содержание поэмы Пушкина в шестой из своих одиннадцати статей о его творчестве. Этот тезис и был положен в основу советского хореографического спектакля, который отнюдь не оказался инсценировкой поэмы. Либреттист раздвинул сюжетные рамки поэмы, развил положения, данные в пушкинских стихах только намеками.
Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна
Творческая деятельность Фокина в Америке
О постановке "Дафниса и Хлои"
Лексика национального танца