Фокин — колорист, поэт линий и пятенРаздел: Балетмейстеры |
18-03-2024 |
«Эвника» копировала образцы разных эпох и народов античности и к тому же была наряжена в олеографические костюмы в фойе псевдоантичных декораций. Но не пестрота оформления и пластики стала причиной, по которой «Эвника» относительно быстро потеряла интерес новизны. В пластике отсутствовал момент непосредственности, своего рода концертности исполнительного творчества, столь существенный для балета XIX века, от Жизели до «Раймонды». Исполнительница партии Одетты в «Лебедином озере» или исполнитель партии Голубой птицы и «Спящей красавице» могут всякий раз по-новому передать многозначную музыкально-хореографическую образность этих партий. Ожившая фреска, барельеф, статуя дают мало простора индивидуальной трактовке темы. Кстати сказать, в этом обнаруживалось и коренное отличие хореографии Фокина от искусства Дункан, где заданная тема раскрывалась импровизационно.
Эвника держалась в репертуаре Мариинского театра до 1915 года. Другая судьба ждала «Шопениану», показанную с ней в один вечер. Этот балет Фокина сохранился на сцене, где был дан впервые. Мало того, он почти обязателен в репертуаре театров всего мира. Но известность получила вторая редакция «Шопенианы», тогда как первая была исполнена всего один раз.
Характерные попытки воссоздать в художественных образах историю культуры, позднее увлекшие Горького — организатора цикла пьес «История культуры в картинах» (1919), прослеживаются и в намерении Фокина возродить различные эпохи истории танца.
Эти намерения объединяли «Эвнику» и «Шопениану», при том что «Эвника» относилась к роду пластических драм, а «Шопениана»— к другой линии фокинской хореографии — линии стилизованной балетной классики. Стилизация, правда, присутствовала и здесь и там. Но во втором случае она выступала в сублимированном виде. Балетмейстер обращался не к условности другого, прежде всего изобразительного искусства, а передавал свой взгляд на формы хореографического искусства минувших эпох.
Спектакли Петипа
Французская транскрипция имени Ринальдо в «Освобождении Рено»
Деятели «Мира искусства» приняли Фокина
Преувеличение важности Нижинского