Кульминация развития образа МарииРаздел: История балета |
16-04-2024 |
Смерть Марии от кинжала исступленной Заремы — одна из самых тонких пластических находок Улановой. С поразительным чувством меры артистка передает этот почти мгновенный переход от полноты и цельности молодой жизни к страшной пассивности небытия. Опираясь вытянутой рукой о колонну, другой рукой зажимая рану, она скользит, никнет как стебель сорванного цветка. Тело ее точно надламывается. Нет ни одного мелодраматического штриха. Все реалистично, правдиво и верно, и вместе с тем полно глубокой одухотворенности. Здесь в самой скупости пластического приема сконцентрирована огромная сила актерской драматической выразительности. Эта сцена в исполнении Улановой становится подлинной кульминацией не только партии Марии, но и всего спектакля. Полнота, жизненная правдивость и пленительность нарисованного Улановой образа убеждает зрителя, несмотря на гибель героини, в торжестве того одухотворенного и гуманного начала, носительницей которого она является в произведении.
В начале 1936 года Ленинградский Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова показал в постановке балетмейстера Р. Захарова премьеру нового советского балета Б. Асафьева «Утраченные иллюзии» по роману Бальзака (либретто В. Дмитриева). Это было новой победой танцевально-актерского искусства Улановой.
Менее всего «Утраченные иллюзии» были инсценировкой одноименного романа — одного из звеньев цикла «сцен провинциальной жизни», входящего в первую из трех частей грандиозной эпопеи «Человеческой комедии». Это — свободная композиция, затрагивающая мотивы «Шагреневой кожи», «Гобсека», «Дочери Евы» и других произведений Бальзака. Основной темой спектакля является трагическая судьба талантливого художника в буржуазном обществе, одинокого, не находящего опоры для свободного творчества. Он гибнет, превращаясь из новатора в ремесленника, вынужденного торговать своим даром. Это — балет о балете, рассказывающий о закулисной жизни с ее драмами, предательствами и компромиссами, с ее великолепной праздничностью и будничной мишурой. Но тема искусства поднята до степени высокого смысла и патетического идейного звучания. В героях произведения и спектакля — композиторе Люсьене (у Бальзака — он журналист) и балерине Корали — мы узнаем устремленно-романтические, отмеченные тенью трагической обреченности, черты «молодого человека XIX столетия».
Второе действие "Омфалы"
Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
Движение за создание нового балета
О свободе режиссерского творчества