Кульминация развития образа МарииРаздел: История балета |
21-03-2024 |
В этой короткой, но стремительно развертывающейся картине Улановой удавалось сразу вызвать симпатии зрителя к героине. Независимость и прямота суждения, не считающегося с условиями сложившейся обстановки, готовность помочь молодому композитору, нуждающемуся в поощрении и поддержке, — все это было передано непосредственно, искренне и выразительно. Артистке уже в этой первой сцене балета, где еще не начинает звучать личная тема Корали, а только обнаруживаются основные черты ее характера, удавалось достигнуть того, о чем мечтал постановщик: «...отказа от так называемой условной пантомимы, нахождения внутренне оправданного и осмысленного жеста, воспитания тела, выразительность которого сильна как речь».
Если первая картина может быть охарактеризована как экспозиция характеров, то вторая картина — это экспозиция чувств и отношений. В мансарде Люсьена идет горячая творческая работа над сочинением балета. Большое фортепианное соло полно нервных, коротких реплик, абрисов возникающих и ускользающих тем. Во время импровизации Люсьена в комнату незаметно входит Корали. Композитор и танцовщица вместе ищут образы балета и формы их воплощения. Они увлечены творчеством.
Сцена была оформлена балетмейстером в виде адажио, насыщенного аттитюдами и арабесками балерины, полного красивых, выразительных поддержек. Люсьен то устремлялся к Корали, то бросался к роялю. Между молодыми людьми еще не возникало чувство любви. Танцовщица являлась только музой композитора и Уланова очень тонко обозначала это. Она обнимала Люсьена с нежностью, но как-то по-товарищески. Мягкими женственными аттитюдами, — с одной рукой, закругленной над головой, а другой — свободно простертой в сторону — трепетно нервными арабесками на ослабленном подъеме и чуть подогнутых пальцах ноги устоя, легкими бисерными па де буррэ, она как бы вдохновляла и возбуждала мысль художника, звала друга к одухотворенному творчеству. В ее танце с партнером не было ни тени кокетства или заигрывания, ни намека на пробуждение влечения.
Мысли о балете
Отличия первой постановки от второй
Критика старого балета
Кульминация развития образа Марии