Мимическая сцена финалаРаздел: Постановки балета |
28-06-2024 |
Как бы поставили мимическую сцену финала раньше? Шах Земан видит, что его брат шах Назар, истребивший всех жен, не может отдать приказ, чтобы зарезали и главную, любимую его жену Эбеиду. Он колеблется. Жалеет. Шах Земан возмущен слабостью брата, оскорблен за него.
Что бы он сделал по традициям старого балета? Он обошел бы вокруг сцены (этот круг по сцене — очень распространенный прием, чтобы обратить на себя внимание публики). Он указал бы рукой направо. Это значит: «Вы». Другой рукой налево. Это значит: «И вы». Потом двумя руками себе на грудь. Это значит: «Меня». Двумя руками себе на уши: «Слушайте!» Опять на себя: «Я». Несколько движений перед ртом, как будто оттуда что-то сыплется: «Все расскажу».
И это все. Этого совершенно достаточно, чтобы взрыв бешеной ревности при виде тела красавца, которого только что ласкала его жена, заставил бы несчастного мужа бросить изменницу на кинжалы поджидающих ее евнухов и солдат. Все ясно для публики. Всего несколько жестов. Так поставлена вся «Шехеразада». Жесты только те, которые понятно выражают данный момент действия. В этом балете есть и любовь, и страсть, и плутовство, и гнев, и горе, и отчаяние и нет никакой жестикуляции. В балете есть жесты рук, но это те жизненные жесты, которыми мы сопровождаем свою речь. Когда Эбеида, признаваясь в измене, печально опускает руки и голову, когда тянется руками к шаху, чтобы сказать ему, что все же его любит, когда шах широким жестом гонит солдат на избиение жен, когда он держит руку умирающей у его ног Эбеиды, рыдая, закрывает руками лицо... все это не жесты глухонемых, все это не замены слова, а дополнения к слову, которое кажется произносимым и понятным, хотя мы его не слышим.
12 |
Подмен одного Дягилева выдуманным
Вторая заграничная поездка
Раннее зимнее утро
"Нимфы"