О НижинскомРаздел: Балетмейстеры |
28-05-2024 |
Говоря об успехе первого сезона Русского балета, блестящего сезона 1909 года, многие авторы книг о балете стараются сконцентрировать его на Нижинском. Особенно в этом отношении постаралась жена танцовщика, Ромола Нижинская. Это делает честь, может быть, ей, как жене, но совсем не как историку балета. Описывая 6алет «Клеопатра», она говорит, что энтузиазм публики достиг величайшего подъема, когда вышел Нижинский. Нижинский играл раба в «Клеопатре»; хотя он играл и танцевал прекрасно, он никак не мог поднять своим появлением энтузиазм парижан. Они с Карсавиной шли рядом с паланкином Клеопатры и старались о том, чтобы статисты опустили паланкин аккуратно посредине сцены, чтобы его правильно открыли и вовремя унесли.
Что можно из шествия этого сделать особенного? Как так можно гениально идти, чтобы поднять энтузиазм? Я думаю, что г-жа Ромола Иульски * (тогда еще не бывшая Нижинской) наблюдала за этим спектаклем из далекого Будапешта. Я могу предполагать это с уверенностью, так как она подробно и восторженно описывала танцы Павловой в «Вакханалии» в балете «Клеопатра», тогда как Павлова играла главную роль (Вереники), а в «Вакханалии» никакого участия не принимала. Все описание успеха Нижинского в первом сезоне, его триумфальное возвращение и свидание с министром Фредериксом (которого, конечно, не могло быть), является также выражением семейной добродетели автора.
Несмотря на блестящий состав исполнителей в первый сезон (Павлова, Гельцер, Каралли, Карсавина, Нижинский, Мордкин, Волинин), три танца имели исключительный, потрясающий успех, и во всех трех Нижинский и никто из указанных главных сил труппы не участвовал. Наибольший успех имели «Половецкие танцы» с Адольфом Больмом во главе, «Танцы шутов» в балете «Павильон Армиды» с Розаем и «Вакханалия» с Фокиной и Федоровой . После «Половецких танцев» публика, хлынувшая вперед, буквально ломала оркестровый барьер в театре «Шатле», успех «Вакханалии» я уже описал. Успех «Шутов» и, главным образом, Розая в этом танце был совершенно невероятный.
Кто теперь знает имя танцовщика Розая? Он умер скоро после начала своей карьеры. Что осталось от его успеха, его необычайной удачи в книгах о балете? Никто не был заинтересован не только в том, чтобы превознести его, но даже в том, чтобы отдать должное, чтобы констатировать факт. Разве интересно расхваливать какого-то Розая, имя которого звучит так незнакомо?
Встреча с А. А. Саниным.
Затруднения у артистов
Первые опыты преподавателя. «Ацис и Галатея».
Роли в "Петрушке"