Размышления о предтечахРаздел: Балетмейстеры |
05-02-2025 |
Фокин начал с отрицания. Положительная программа кристаллизовалась позднее — в раздумьях над прочитанным и виденным, и разговорах с людьми, стоявшими вне балетного театра. Отрицание было естественным следствием разочарованности, пришедшей ко многим новичкам труппы на смену надеждам школьных лет.
Разочарованными обычно бывали как раз лучшие, окончившие школу с наградами. Те, кто находил в кордебалете пристанище на всю жизнь, до пенсии, были довольны. Не то, что способные и честолюбивые...
Первый «взрослый» успех в «Пахите» и первые похвалы печати отшумели. Настали будни в репертуаре театра, когда танцевать приходилось все подряд, не ожидая ничьих похвал. Режиссеры и не думали о том, что Фокина воспитывали в училище как «танцовщика чисто классического стиля», говоря словами его рецензента. Он танцевал подряд трудное pas de trois из «Лебединого озера» и партию демихарактерного пастушка в интермедии «Пиковой дамы», Бернарда де Вантадура из «Раймонды» с его сложным классическим танцем и цыганский в опере «Гугеноты», правда, в паре с Преображенской.
И так — не только на первых порах. Шли годы, а сольные места перемежались кордебалетными, на которые режиссеры имели право назначать актеров по усмотрению. Куда умереннее звучали голоса прессы.
Критики совсем иначе писали зимой о выступивших в pas de trois «Лебединого озера» артистах Егоровой, Седовой и Фокине, чем писали о них весной как об учениках. «Едва ли это вполне законченные артисты,— сетовал теперь Федоров. — Прежде всего они уступают своим предшественникам в техническом отношении, и местами в их танцах сквозит даже неуверенность». Все вместе не повышало настроения честолюбивого юноши. Вскоре в его деле появились огорчительные пометки.





