Размышления о предтечахРаздел: Балетмейстеры |
25-08-2024 |
Светлов и в дальнейшем считал Фокина хорошим танцовщиком, но посредственным актером. Вот подряд три его отзыва, относящиеся к 1907 году: «Совершенно исключительный случай, чтобы мужская вариация была повторена. Но г. Фокин танцевал ее великолепно, начиная эффектными sissonnes»,— писал он в январе о pas de deux из «Тщетной предосторожности». «Превосходным, ловким и элегантным кавалером балерины был г. Фокин, отлично протанцевавший свою вариацию» («Конек-горбунок» с Кшесинской в феврале). «Г. Фокин заместил г. Гердта в ответственной роли Солора. Заместил, но, увы, не заменил, ибо трудно забыть в этой роли такого артиста, как г. Гердт» («Баядерка», сентябрь).
К концу 1907 года Светлов стал снисходительнее, благодаря большому интересу, который вызвали у него опыты Фокина-балетмейстера. Сохраняя все те же выражения для похвал, он теперь воздерживался от оценок Фокина как актера. «Г. Фокин очень изящный и ловкий рыцарь де Бриен»,— сообщал он после «Раймонды», тогда как Суворин писал о том же спектакле: «Великолепно играл Дбдсррахмана г. Гердт в сцене любви, обнаруживший поистине восточную страстность; но его счастливый соперник (де Бриен) г. Фокин, увы, не обнаружил темперамента».
В отличие от Светлова, сторонники академизма стали суровее к Фокину после первых спектаклей молодого хореографа. «Удивительнее всего, что из вчерашних мимистов слабее других был маэстро Фокин»,— деланно сокрушался 7 декабря 1909 года, после очередной «Пахиты», рецензент «Петербургской газеты». Но мелкие уколы не причиняли вреда, и противники переменили тактику: они принялись спасать Фокина от него самого, противопоставляя хорошему Фокину-танцовщику плохого Фокина-балетмейстер. Именно об этом писал Шидловский, рецензируя 218-е представление «Дочери фараона»: «Было бы несправедливо не отметить прекрасных танцев г. Фокина в строго классическом стиле, законченной техники, грации и поз. Он лишний раз доказал, что, ударившись и декадентство, пошел по ложной для него дороге». Ему вторил iciiepb рецензент того же спектакля из «Петербургской газеты». Явно преувеличивая, он уверял: «Поразил вчера г. Фокин своими полетами, равнявшимися полетам г. Нижинского, но г. Фокин держит корпус и руки, тогда как г. Нижинский часто грешит в этом отношении». Ревнители традиций Петипа не стеснялись ничем, призывая Фокина одуматься, вернуться на путь истинный.
Но, то был 1910 год. Фокин стал мировой знаменитостью. Его исполнительское мастерство расценивалось теперь по ролям в его собственных спектаклях, по им же установленным эстетическим законам.
Фокин — колорист, поэт линий и пятен
В D-dur'Hoft мазурке Фокин проявил себя истинным художником своего времени
«Эвника»
Выход на большую сцену.