Летний Фестиваль Балета

Партнерская программа сро www.sro-service.ru.

Разные балетмейстеры брали у одного писателя то, что отвечало художественным запросам времени

Раздел: Балетмейстеры
23-03-2024

Расходясь с идейно-содержательными задачами творчества Петипа (а там обычно стоял знак равенства между идеалами «прекрасного» и «активно нравственного»), Бенуа напрасно надеялся сохранить структурные формы его балетов. «Спящая красавица» Чайковского—Петипа, которой так поклонялся Бенуа, заканчивалась триумфальной победой добра. Весь ход многоактного балета-симфонии логически вел к такому финалу в развитии и противопоставлении борющихся тем. Рассказывая о создании «Павильона Армиды», Бенуа выделял настроение безысходности, царившее в финале балета, а это одно уже делало новый балет антиподом «Спящей красавицы» на близком ей материале эпохи. «Вопрос о встрече героя с роком я предпочитал оставить открытым,— признавался Бенуа в мемуарах.— Я сам не знал, умирает ли мой бедный Ренэ де Божанси, ужаснувшись своему открытию, сходит ли с ума или остается на всю жизнь несчастным. Важно было, что контакт с призрачным миром оказался фатальным для него».

Сценаристу Бенуа и впрямь было безразлично, умирал ли его герой или, оставшись в живых, терял нравственный человеческий облик. Важна была идея бессилия человека перед таинственным и злым роком,— пусть даже идея эта расходилась с замыслом «Омфалы» Готье. Больше того — она противоречила и раннему литературному первоисточнику, которому Бенуа переадресовал сюжет «Омфалы». В «Освобожденном Иерусалиме» Торквато Тассо рыцарь Ринальдо выходил победителем из сетей прекрасной волшебницы Армиды. Идею победы долга над чувством сохранили многочисленные воплощения поэмы в музыкальном театре. В финале пятиактных опер «Армида» Люлли (1686) и Глюка (1777), написанных на одно и то же либретто Филиппа Кино, рыцарь освобождался от чар, и волшебница погибала среди развалин ее замка, охваченного пламенем. Спасением Ринальдо кончалась и опера Россини «Армида», поставленная в Неаполе м 1817 году, и одноименная опера Дворжака (1904).

Балетный театр более чем на полвека опередил оперный в об-ращении к поэме Тассо. Еще в 1617 году, на одном из балов Людовика XIII, был показан балет «Овобождение Рено», где король выступил в роли демона огня. Счастливая развязка балета должна была заверить послов Испании и Австрии, что все обстоит благополучно с недавно состоявшимся браком короля.


Статьи по теме:
 Воспоминания Г. Коребут-Кубитовича
 Затруднения у артистов
 Спектакли Петипа
 "Балетоманы"
 «Грозный» начальник

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: