Современная тема в балете.Раздел: История балета |
14-04-2024 |
Наиболее анекдотической формой аргументации против такого рода приемов является нередко приводимый анекдот о якобы представленном в годы Великой Отечественной войны в один из, советских музыкальных театров балетном сценарии, все содержание которого сводилось к «цитированию» балета «Лебединое озеро», приснившегося на поле битвы советскому воину. Пролог и эпилог этого «апокрифического» сценария «планировались» как происходящие в землянке: герой засыпал и пробуждался под грохот артиллерийских залпов. Вся сердцевина представляла собою точный пересказ балета Чайковского.
Это, разумеется, не более, чем карикатура, памфлет, направленный против определенного художественного приема. И в нем правильно указывается на опасности вульгаризации приема при грубом, спекулятивном, поверхностном его применении.
Однако вопреки мнению некоторых наших эстетиков, эта карикатура не опорочивает и не может опорочить принципиальную допустимость и возможность использования переключения и сферы действия и выразительных средств приема в разумных, психологически и драматургически оправданных целях. Речь должна идти не об отказе от приема, а об его переосмыслении. Видеть сны, мечтать, переноситься мыслью далеко от окружающей обстановки могут не только сказочные принцы и легендарные рыцари, но и простые люди всех времен и народов, включая людей нашего времени и нашей страны. Скажем больше, никогда сила творческой фантазии не проявлялась так ярко и в столь массовом масштабе, и — в сочетании с целеустремленным трудом — не приводила к таким поразительным, чудесным результатам, как в эпоху и в странах социализма. Все дело — в содержании этих мечтаний и снов, характеризующих помыслы и устремления людей, и в органичности вплетения данного приема в сюжетную ткань произведения.
Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники
Пестрый перечень некоторых фокинских постановок
Рискованная постановка
Каждая эпоха выдвигала свои идеи, своих героев