Летний Фестиваль Балета

Сюжет в действиях

Раздел: Постановки балета
07-01-2024

Из музыки же, из вьющейся хроматизмами, змеистой музыки корсаковского Востока создавал фантастику томных восточных изгибов. Параллельно контрапунктической вязи в оркестре я сплетал на сцене нежную, то трепещущую, то волнистую, плывучую грацию дочери воздуха Шамаханской царицы с угловатыми движениями дадоновских баб, мужиков и воинов.

Возможно ли такую задачу осуществить без балета, силами певцов и хора? Конечно нет. При распределении партий в опере, естественно, считаются прежде всего с голосами. Если артист по внешности совершенно не подходит к роли, это никого не смущает. Бывает, конечно, что и подходящая внешность, и драматические пластические данные, и голос соединяются в одном исполнителе, но это редкое исключение. В большинстве же случаев в опере, особенно в фантастической опере, удовлетворяя слух и музыкальное чувство, исполнители не удовлетворяют зреиня и чувства художественной правды.

Но, помимо физического несоответствия, нетренированного тела, певцы встречаются с препятствиями технического характера: нельзя петь спиной к публике, нельзя петь, не открывая широко, а иногда и немного наискось, рта, нельзя петь при больших и быстрых движениях и т. д. Поэтому все давно привыкли к тому, что создание сценического образа и вокальное совершенство редко совпадают. Привыкли и примирились. Но мне всегда казалось, что можно найти выход из положения. Два опыта мною были сделаны для этой цели.

В 1911 году при постановке оперы «Орфей и Эвридика» в Петербурге я смешал балетных и оперных исполнителей так, что нельзя было отличить, где хор, где балет.

В 1914 году при постановке «Петушка» в Париже я, наоборот, совершенно разъединил оперную и балетную труппы.

Оба опыта я считаю удачными. За это говорит успех «Орфея» в Петербурге и «Петушка» в Париже, Лондоне, а также подражаний этой постановке в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, где она много лет шла по-балетному («по Фокину», как гласит программа), в Буэнос-Айресе и Сан-Франциско. Под влиянием этой постановки появились другие, где пение было поручено или артистам в оркестре («Свадебка» Стравинского), или невидимому хору на сцене («Царь Эдип» его же), или поющим за кулисами (опера Монтеверде в Метрополитен Опера).

12

Статьи по теме:
 Школа живописи художника Дмитриева-Кавказского
 Балет "Вакханалии"
 Из Севастополя через Байдарские ворота
 Перемены в общении друзей
 Любовь М. Фокина

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: