Летний Фестиваль Балета

«Виноградная лоза»

Раздел: Постановки балета
08-03-2024

Для того чтобы классический танец возродился в формах, близких эстетическим течениям современности, надо было сначала отречься от него как от основы балетного спектакля, сделать его необязательным, иногда вовсе лишним. Так полагал Фокин и не счел необходимым расшаркиваться перед Петипа.

Впрочем, в эклектической манере, близкой по «Времена года» искам Горского, Фокин поставил свой последний балет для школьных спектаклей. Он был показан 22 марта 1909 года, то есть незадолго до первого сезона русского балета в Париже. Это были «Времена года» на музыку из фортепианного альбома Чайковского. «В Мариинском театре начались репетиции ученического спектакля,— извещала хроника газеты «Речь» 14 марта. — Г-жа Куличевская для своих учениц возобновляет одноактный балет «Приключения Пелея», а г. Фокин — сцены из «Времен года», но в своей постановке. Художественный талант М. И. Петипа, таким образом, для учащихся забракован». Репортер явно спутал постановку Фокина с балетом Петипа «Времена года» на музыку Глазунова. В действительности это скорее был спор с Петипа на сходном материале.

«Времена года» Глазунова — Петипа представляли собой аллегорический апофеоз, четыре части которого были плотно спаяны единством, непрерывностью развития музыкально-хореографического материала. У Глазунова созвездия плыли над миром, наблюдая неспешный, величавый круговорот природы. Из-под снега вырастали первые цветы. Музыка весны, неприметно меняя тональность, вспыхивала жарким блеском лета. Сатиры (неизбежные спутники анакреонтических балетов) уносили царицу лета — Колос в осень. У Петипа в строгой законченности рисунка, в симметрии групп возникали декоративные панно Зимы, Весны, Лета и Осени. Вариации танцовщиц воспроизводили тончайшие оттенки музыки. Та, что изображала Снег, медленно плыла в арабеске на мягко опадающих аккордах: словно белые хлопья покрывали землю плотным покровом. Та, что представляла Град, стремительно бежала на пальцах, воздев руки над головой и акцентируя сильные доли такта движением ладоней книзу: льдинки со стуком ударялись о землю, раскатывались но ней. Кордебалет колосьев, васильков и маков мерно склонялся, перегибался в волнах знойного ветра.


Статьи по теме:
 Книга «Хроника моей жизни" Стравинского
 Благословение М. Петипа
 Вторая заграничная поездка
 Пантомимный балет "Бабочки"
 Затемнение сцены

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Комментарии:
Автор: Julius 17-01-2022, 09:15
гуль дед инсайд