Летний Фестиваль Балета

Педагогическая система А. Я. Вагановой.

Раздел: История балета
02-05-2024

Нам хочется особо подчеркнуть последнее утверждение, верно определяющее генезис системы Вагановой. Именно суммирование творческого опыта наиболее выдающихся представителей русского классического танца и является основной базой этой системы. Характерно, что, имея в педагогическом составе Хореографического училища таких замечательных русских мастеров танцевального искусства, как Э. Чеккеги, как Е. Вазем, Н. Легат, П. Гердт, X. Иогансон, императорский балет «числил» первого из них представителем итальянской, а прочих — представителями французской школы. Заслугой Вагановой является прежде всего ясное понимание значимости самобытности и величия национальной русской школы хореографии и пытливое вникание в особенности индивидуального искусства его крупнейших носителей— ее современников.

Ваганова, уже будучи артисткой Мариинского театра, продолжала совершенствоваться в классе Иогансона, консультировалась у О. Преображенской, занималась с Н. Легатом, привнося подчас свои «балетмейстерские» детали в поставленные им номера. Однако, как она свидетельствует сама, партий с нею не проходил никто. Здесь ей приходилось опираться на самостоятельные выводы и решения. Все это способствовало непрерывному расширению профессионального кругозора, последовательному накоплению опыта, его систематизации. Все это сообщало многогранность художественному интеллекту артистки, формированию ее педагогических взглядов, соединяющих в себе практический и теоретический опыт. Постепенно она приобретала свойства воспитателя и мышление балетмейстера.

Именно в этой связи хочется упомянуть о разнообразии форм творческой работы Вагановой в пору расцвета ее педагогической деятельности. С 1931 по 1937 год она занимала ответственный пост художественного руководителя балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, как раз в то время создававшей один за другим такие замечательные спектакли, как «Бахчисарайский фонтан» и «Утраченные иллюзии» Захарова — Асафьева, «Сердце гор» Чабукиани—Баланчивадзе, «Лауренсия» Чабукиани — Крейна. В тот же период ею были поставлены в новых хореографических редакциях балеты «Лебединое озеро» (1933) и «Эсмеральда» (1935). И это совсем не было уходом, хотя бы и временным, от основного — педагогического — дела. Это было средством нового его обогащения, укрепления его живыми связями с творческой практикой современности.


Статьи по теме:
 Рождение нового балета
 Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техники
 «Шопениана»
 Влияния Фокина на современный балет
 Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: