Жанровый и комедийный элементыРаздел: История балета |
17-04-2024 |
Такой прием, как, например, кабриоли, знали и актеры итальянской commedia dell'arte, и русские скоморохи, и гаэры французских бродячих трупп (les saltinbanques). В народном искусстве прием этот имел натуралистически-изобразительное назначение и комический гротесковый характер. В классическом же балете он сублимировался, утратил изобразительность и комизм, и романтизировался, приобрел значение одного из многообразных и гибких средств танцевальной выразительности.
Чем активнее было подобное взаимодействие профессионального и народного искусства, чем теснее соприкосновение и скрещивание «высокого» и «низкого» жанров хореографии, тем стремительнее и плодотворнее шло развитие балетного искусства. Появление в конце XVIII века первых характерных балетов — «Мельников» Блаша-отца (1787) и в особенности «Тщетной предосторожности» Доберваля (1786) — лучшее тому доказательство. Оно знаменовало собою возникновение совсем нового этапа в развитии европейской хореографии, связанного с упрочением демократических и реалистических тенденций. Характерно, что феноменальный успех «Мельников» начался с провинциальных постановок (Монпелье, Марселя, Лиона, Бордо), поддерживался преимущественно энтузиазмом посетителей дешевых мест и вскоре распространился за пределы Франции, достиг России, где «Мельники» получили длительную и прочную устойчивость в театральном репертуаре. Бессмертная же танцевальная комедия Доберваля не только дожила до наших дней, но и заняла — в различных сценических транскрипциях — положение классического произведения буквально во всех странах с развитой хореографической культурой.
«Наступление характерности» с особенной силой проявилось в пору зарождения, а затем и расцвета романтического направления в европейском искусстве, когда рост всеобщего интереса к самобытным национальным культурам и их народным корням и истокам естественно повлек за собою усиление и обострение внимания профессионального балета к приемам и формам народной хореографии.
Взаимодействие движения и звука
Балет Нижинского
Дуэт с Евгением и заключительная монологическая
Пестрый перечень некоторых фокинских постановок