Летний Фестиваль Балета

Отличия первой постановки от второй

Раздел: История балета
18-01-2024

Петушок появляется каждый раз, когда в оркестре звучит его фраза; он начинает, он и кончает балет, придавая законченность всему произведению.В соответствии с музыкальным материалом я показал сперва Петушка. Потом Звездочета, который его ловит. Он через подзорную трубу разглядел в небе дочь воздуха и при помощи заколдованного Петушка решил овладеть ею. Своими пассами он сперва уменьшает Петушка, а потом, перенеся его к Дадону, увеличивает до размеров птицы-девы. По моему плану в прологе Шамаханская царица, при появлении ее темы в оркестре, должна была появляться в небе. Я поставил соответствующий танец, но... В. Г. Базиль не согласился прорезать в небе отверстие, хотя художница на это соглашалась. Так видение Царицы осталось лишь в моем воображении. Каждый спектакль, при звуках кларнета, я ее отчетливо видел на том месте, где она должна была появиться. Публика же удовлетворилась тем, что ее видел Звездочет, у которого от волнения тряслись руки.

Все же этот пролог представляется мне значительнее, чем прежнее появление старца.

6. Двух самых фантастических персонажей — Царицу и Петушка я «поднял на пальцы». Из этого не следует, что они внесли еврофранцузскую, классическую школу. Танец па пальцах может быть без традиционных аттитюдов, без арабесков, без всяких балетных выворотностей и балетных «комбинаций». Это фантастическая восточная пластика Царицы, это «птичьи» позы и движения Петушка, лишь поднятые на кончики пальцев.

Один критик нашел противоречие моей постановки с моими же словами о том, что «надо пользоваться пуантами там, где это уместно, там, где это соответствует выражению, и отказываться от этого средства без сожаления в тех случаях, когда хождение на пальцах не достигло бы никакой художественной цели...» (см. мою статью «Новый балет». — Аргус, 1916).

Разъясню: Шамаханская царица — дочь воздуха. Я не противоречу себе, когда думаю, что для дочери воздуха реализм восточных туфель без пятки или босые ноги не обязательны. Именно фантастические танцы на пальцах нахожу уместными, соответствующими в данном случае художественной цели.

Что же сказать о Петушке? Какую обувь носят петухи? Много птиц ввел я на сцену в своей жизни (Лебедь, Феникс, Жар-птица, Громовая птица и т. д.), но никогда не задумывался о птичьей обуви и о том, чтобы согласовать ее с географическим положением данной породы.

7. В конце балета Звездочет проходит не перед занавесом, а среди окаменевшего, замершего в недвижных позах парода.


Статьи по теме:
 Хореографический образ спектакля
 Ваганова — профессор хореографии — возглавляла кафедру преподавания классического танца Ленинградской Государственной консерватории
 Новое в постановке
 Театр Фокина
 Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: