Иногда ему казалось, что балет возвращается вспять, а новое ИСКУССТВО представлялось бездушным, механическим, скандальным. Правда, резкие выпады Фокина касались чаще всего тематики балетов или эпизодов. В большинстве случаев выпады эти сделаны без ссылок на название балета, на имя автора и относятся к тем посредственным и, более того, самозваным балетмейстерам, которые появились в те годы и нередко не имели даже профессионального образования.
Конкретно из балетов третьего и четвертого десятилетий XX века Фокин нелестно характеризовал «Волшебную лавку» Л. Мясина (с. 155), считал, что такие балеты, как «Аполлон Мусагет», «Меркурий», «Свадебка», нельзя танцевать в балетных туфлях (с. 356). Сдержанно отзывался он о хореографах, начавших тогда творческую деятельность, о своих преемниках в антрепризе Дягилева — о Мясине, Нижинской, Баланчине.