Летний Фестиваль Балета

Роли в "Петрушке"

Раздел: Балетмейстеры
04-12-2023


Балерина должка была быть глупенькой хорошенькой куколкой. Когда Карсавина исполняла точно и хорошо (как никто потом) то, что я поставил, когда она вызвала массу комплиментов, я был ей благодарен, но не понимал, что же в этом трудного? Все жесты показаны, ресницы кукольные нарисованы, на щеках румяна, как два яблочка... ничего творить не надо, никакой индивидуальности. Только надо не изменять ни единого жеста. Много я видал потом кукол в этом балете, и все они были хуже первой. Опять я задавал себе вопрос: отчего же они не могут исполнить, как Карсавина? Это так просто! Но... не выходило. Правда, это была первая постановка, это была первая исполнительница. Правда, никогда и ни с кем не удавалось

так подробно, не спеша работать. Выучивая роль наспех, в большинстве случаев без меня, а потому неточно и неверно, и чувствуя это, все последующие исполнительницы старались восполнить пробел своим личным творчеством. Пропадала та экономия жеста, которая исключает все ненужное и даст только существенное. Я бы хотел, чтобы будущие исполнительницы этой роли воздерживались от чрезмерного кокетства и старания и поняли, что в простоте прелесть исполнения.

Мне очень досадно, что эту мою находку мало понимают и совсем мало ценят все исполнители, кроме первых. А. Больм был вторым, но прекрасным Арапом, но и он, очевидно, мало оценил пластический смысл этой роли, потому что когда стал исполнять Петрушку, то перенес в него позы Арапа. Я видел его выворотные позы в роли Петрушки, которую он исполнял без меня.

Нижинский не внес ни малейшего изменения в мою постановку, и я никогда потом не видел такого Петрушку. Но я видал других Петрушек, которые по своей энергии приближались к Арапу и выворачивали ноги наперекор всей роли. Есть момент, когда Петрушка, жалея себя, как бы рассматривает свою жалкую, невзрачную фигуру. Он берет себя за штаны у колен и тянет направо — оба колена переезжают направо; потом, чтобы осмотреть себя с другой стороны, он тянет за штаны себя налево. Трогательно. Жалостно. Войцеховский при этом жесте так энергично ударял себя по колену, что звук удара разносился по всему театру под жалостные трели оркестра. Конечно, было ясно, что артист все делает энергично, сильно и законченно. Но от Петрушки ничего в этот момент не осталось. Это тем досаднее, что талантливый и очень старательный артист дал много правдивых и трогательных моментов. Если бы он не портил роль несколькими вставными па с вывернутыми ногами и чрезмерной энергией, то исполнение было бы совсем хорошим.

12

Статьи по теме:
 Фокин. Начало пути.
 Выход на большую сцену.
 "Балетоманы"
 Н.Г.Легат
 Резкие выпады Фокина

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: