Современная тема в балете.Раздел: История балета |
16-04-2024 |
Специфика балетного искусства при обращении к задаче воплощения образов современных героев допускает, а подчас и требует использования приема двупланового ведения действия, внезапных переключений его обстановки и, соответственно, изменения внешнего облика героев.
Представим себе такую драматическую ситуацию. На перроне бывшего Николаевского (ныне — Московского) вокзала в Петрограде в февральские дни 1917 года происходит отправка воинского эшелона на фронт. Солдатская масса в брожении. Господствует революционный порыв. Но моментами он наталкивается на проявление растерянности лиц, обманутых буржуазными лозунгами — «Война до победного конца!». В вокзальной толпе, как в капле воды, отражаются противоречивые настроения различных классовых групп населения.
Вдоль кишащего людьми состава теплушек медленно идет пара: молодая девушка-студентка и юный армейский прапорщик, по-видимому, тоже студент, только что призванный в армию. На ней шубка, меховая шапочка, в руках — муфта. На нем — походная шинель, сабля, заплечный мешок. Они любят друг друга и расстаются в момент, когда решаются исторические судьбы народа, и каждая личная судьба кажется поглощенной нарастающими волнами большого народного движения.
И вот они остаются одни. Исчезают теплушки, перрон, вокзал, солдатская масса. Юноша и девушка видят только друг друга. Адажио — дуэт любви и расставания — выражает их внутреннее состояние. Действительность присутствует на сцене только в звуках внешне бодрой, но по существу заунывной солдатской песни, доносящейся из теплушек. Адажио кончается. Лирический диалог исчерпан. И снова наружу выступает действительность. Герой вскакивает в одну из теплушек тронувшегося длинного железнодорожного состава. Под звуки убегающих колес вдали замирает солдатская песня. Девушка, погруженная в грустное раздумье, стоит на перроне и глядит вдаль.
Система создания балета
Балетные танцы
Мимические сцены
Педагогическая система А. Я. Вагановой.