Летний Фестиваль Балета

Теория Вигман и Грэам

Раздел: Балетмейстеры
23-01-2024


Я подробно остановился на этом вопросе и поставил его первым в моем обращении к лекторше по той причине, что нельзя более ясно и точно определить разницу между красивым и уродливым движением, между неуклюжим и изящным, как на примере жизненного жеста, жизненного движения.

Если человеку необходимо качнуться всем корпусом, чтобы сделать шаг, то мы его называем неуклюжим; если для поднятия нетяжелого предмета он должен напрягать шею и все не участвующие в движении мускулы, то мы чувствуем его неловкость, неразвитость тела; если он, чтобы пожать вам руку, подымет плечо и локоть, перевалится со стороны на сторону, то, конечно, производит очень грубое впечатление. Движение тем прекраснее, чем менее мы чувствуем напряжение для его исполнения.

Такова эстетика балета, такова эстетика любого танца, любой пародии. Преподавание танца в значительной степени заключается в постоянном упразднении ненужных напряжений.

Теория же Вигман и Грэам как раз обратная. Она может быть выражена так: напрягайтесь как можно более!

Никак не разъяснив вопроса об естественном движении, мисс Грэам вдруг неожиданно сказала мне:

— Вы ничего не знаете о движениях тела!

Получив от молодой танцовщицы такой комплимент и ответив, что этим искусством я занимаюсь более сорока лет, я спросил:

— Могу ли задать еще вопрос?

Согласие было дано менее охотно.

— Верно ли я понял вас, что все движения вы делите на две категория: с выставленной вперед грудью и с грудью, проваленной внутрь?

— Да.

— Проваленная грудь выражает, по-вашему, ненависть?

— Да.

Здесь я изобразил, как, подходя к кровати больного, умирающего, мы проваливаем грудь. В этом — сочувствие, печаль. Никакой ненависти.

— Могу ли задать еще один вопрос?

12

Статьи по теме:
 О матери Фокина
 Воспоминания Г. Коребут-Кубитовича
 Первые опыты преподавателя. «Ацис и Галатея».
 "Балетоманы"
 Легенда о Дягилеве

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: