Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни ЭльслерРаздел: История балета |
25-09-2024 |
Повсеместное внедрение характерности в классику, наблюдающееся с первой трети XIX столетия, несомненно, в первую очередь было обусловлено усилением влияния демократического зрителя, все настойчивее диктовавшего сцене свои вкусы. Но действие вызывало противодействие. С усилением реакции в политической жизни Европы к середине века замечается приостановка «наступления характерности». И не по количественным показателям примеров использования национальных танцевальных мотивов (последние, напротив, продолжают неуклонно расти), а в смысле умаления и ослаблейия ее народного духа, ее демократической сущности. Превращение крестьянского в «пейзанское»; обыгрывание одежды простонародья и предметов простонародного быта в качестве своего рода экзотики; культ романтизированной народной старины с выветриванием из нее живого, революционного духа; развлекательное использование этнографического элемента — вот многообразные проявления этой тенденции.
И характерный танец вскоре же оказался оттесненным на положение вставного дивертисментного номера, выведенным за пределы сюжета. Процесс этот легко прослеживается на примере балетов Сен-Леона («Маркитантка», «Валахская невеста», «Стелла», «Конек-Горбунок») с их подчеркнутым этнографизмом при выхолащивании народного содержания из классической лексики и, в особенности, на многочисленных примерах постановок М. Петипа, по поводу «характерных» элементов которых очень правильно в свое время писал М. Фокин: «одна часть тела выражает одно; другая — противоположное; поза — одно; движение — противоположное».
Лексика национального танца
Кульминация развития образа Марии
Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма
Балеты на пушкинские темы.