Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни ЭльслерРаздел: История балета |
16-11-2024 |
Здесь постулирована плодотворнейшая мысль о трактовке танцевального движения в качестве прямого выразителя чувства и настроения, а связной цепи танцевальных движений — как естественной живой речи, выраженной в пластических знаках. Новерр усматривает в такой речи особую меру выразительности, превосходящую меру выразительности слова. «Чем интенсивнее изображаемые страсти, — пишет он, — тем более недостаточно слов. Высшая точка выразительности слова — восклицание. Дальнейшее нарастание выражается в жесте».
Новерров призыв к действенной пантомиме как органическому компоненту танца стал прогрессивной традицией развития мировой хореографии второй половины XVIII и XIX столетия. Ей следовали JIe-Пик и Гардель, Доберваль и Галлэ, Перро и Петипа, Фокин и Мясин, Лавровский и Захаров. Она побеждала вопреки противодействию всесильной «балетоманской среды», косному консерватизму реакционной части артистических трупп, отсталому вкусу антрепренеров- предпринимателей, директоров, состоятельных дилетантов- любителей, финансирующих театры. Она пробивала себе дорогу в любом из творческих направлений хореографического искусства и получила интенсивное развитие и новое, более углубленное истолкование в советской балетной практике.
Суть процесса заключается в осмыслении танцевального движения, в придании ему смыслового значения. И степень органичности связей между формой танца, рисунком, пропорцией, динамикой его движений и элементами привносимой в него пантомимы определяет полноту такого осмысления, его характер, его направленность.
Вспомним, что элементы речитатива — почти неизменные компоненты любой действенной арии и даже романса, в рамках которой (или которого) имеются градации чувств, смена психологических состояний, то есть заключена, пусть лишь потенциально намеченная, драматургия данной, отдельно взятой формы музыкальной композиции. Здесь — прямая аналогия. Подобно тому, как набор звуков, самых красивых и данных в самом прихотливом сочетании, сам по себе еще не составляет музыки, так и набор пластических движений, сколь бы изобретательны ни были их комбинации, еще не составляют танца.
Природа балета.
Движение за создание нового балета
Второе действие "Дафниса и Хлои"
Про "Сильфиды" и "Карнавал"