Летний Фестиваль Балета

Фокин. Начало пути.

Раздел: Балетмейстеры
11-03-2024

В характере этого замечательно талантливого человека уживалось немало противоположных качеств. Он был порывист, но мог быть и бесконечно терпелив, ценил авторитеты и порывался их сокрушить. Честолюбие и настойчивость соединялись в нем с природным талантом, энергия — с незаурядным умом.

В школе, не отказываясь от игр и шалостей, зачинщиком котрых он же часто и был, Фокии интересовался и вещами не столь уж обязательными для балетного актера: читал, рисовал, музицировал, проявляя способности ко всему, за что бы ни брался.

«Однажды Фокии нарисовал образ Христа, который был похож на нашего школьного священника Пигулевского,— рассказывает А. Н. Маслов, старший соученик Фокина.— Образ этот висел в спальне мальчиков. Он рисовал также картинки юмористического характера. На одной добродушный розовый бог спрашивал: «Адам, где ты?» Адам, прячась, выглядывал из-за дерева. На другой бог, вылепив из глины человечка, дул на него». В музее Ленинградского хореографического училища имеются автопортрет Фокина и натюрморт его кисти, в русском и американском изданиях его мемуаров воспроизведены написанные им портреты жены и сына. Как правило, Фокии писал маслом, тщательно наблюдая детали, стремясь в подробностях воссоздать модель. Его работы полны выдумки, но выдержаны в духе буквальности и указывают на убежденную реалистичность манеры.

Так оно и должно было быть. На казенных уроках рисования и школе и на нескольких случайных занятиях в мастерской Л. Н. Дмитриева-Кавказского ничего, кроме рутинных истин, он получить не мог. Главные впечатления были связаны с одинокими часами в музее Александра III (теперь — Русский музей) и в Эрмитаже, где юноша копировал классические образцы. Он узнавал живопись не из учебников и руководств, а непосредственно, наглядно. «Последний день Помпеи» Брюллова, портреты Зарянко, Федотова и картины передвижников, так же как пластика скульптура Греции, полотна итальянского Возрождения, были откровениями для его пытливой натуры, воспитанной на специфической балетной эстетике конца XIX века.


Статьи по теме:
 Оркестр В.В. Андреева
 Фокин. Начало пути.
 Муза и помощница
 Резкие выпады Фокина
 Воспоминания о сестре Соне

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: