Мнение Фокина о ДягилевеРаздел: Балетмейстеры |
04-02-2024 |
Вера говорит, что я захватил Дягилева, увлек его, но что он пошел к Нижинскому и другим балетмейстерам его производства по соображениям практическим, чтобы не ходить за Фокиным, чтобы не «висеть» часами у телефона, уговаривая Фокина не принимать американского ангажемента, чтобы быть независимым от Фокина.
Верно! Но все же он если и любил мои сочинения—«Сильфиды», «Игоря», то это не значит, что он был не беспринципный, а я только это и хотел сказать в написанных страницах.
Мне могут возразить, что как собиратель картинной галереи включает в нее произведения самых разнообразных школ, стилей, периодов, дает место и классикам, и ультрамодернистам, так и Дягилев собирал разные балеты. Согласен. Если смотреть на Дягилева как на коллекционера, торговца, пропагандиста, то разнообразие его вкусов, отсутствие какой-либо узости, партийности надо признать большим достоинством.
Но так ли это? Таким ли Дягилев представлен во множестве книг о балете? Не превратили ли Дягилева в творца балета, в руководителя балетных постановок, в создателя? Не помещаются ли портреты Дягилева среди творцов балета, не пишут ли: от Петипа до Дягилева?
Это уже не коллекционер, не пропагандист. Хотя и для пропагандиста необходимы принципы. От одухотворенного балета Фокина Дягилев переходит к механическому балету Нижинского, Мясина, Нижинской, потом дает классический балет Петипа на музыку Чайковского, отрицая драму, выразительность, естественность, правду, строит успех на таких правдолюбцах, как Шаляпин, Мусоргский
Спектакли Петипа
А.В.Ширяев
Резкие выпады Фокина
«Эвника»