Про "Сильфиды" и "Карнавал"Раздел: История балета |
06-06-2024 |
Художники «Сатирикона» заканчивали декорирование зала, стучали молотками, перекликались, спорили, лазали по лестницам, вешали материи, гирлянды. Под весь этот гам я сочинял финал «Карнавала».Во время номера, названного Шуманом «Променад», артисты спускались со сцены. Финал танцевали среди публики и под конец бежали на сцену. Арлекин с Коломбиной связывали Панталона и Пьеро рукавами последнего. Когда эти двое, отталкивая друг друга, развязывались и прибегали на сцену, занавес падал перед их носами, и они оставались по эту сторону его. При финальном танце все было построено на перебегах. Флорестан преследовал Эстреллу, Эсебиус — Киарину, Бабочка удирала от Пьеро и Панталона. Все выбегали из публики и убегали в публику. Артисты смешивались со зрителями. Это было ново и Занятно, но не очень легко, так как артисты в масках с трудом узнавали и разыскивали друг друга. Фокина (Киарина) кричала Шереру (Эсебиусу): «Я здесь, я здесь»... Бабочка (Нижинская) звала Панталона (Бекефи): «Ловите меня! ловите!»
«Карнавал», так же быстро созданный, как и «Сильфиды», также сохранился в моей памяти навсегда до последнего мельчайшего жеста. Также за громадный срок, протекший со дня его первого представления в зале Павловой, никогда ничего не изменял в нем, ни одного жеста. Только одно изменение внесено мною: артисты танцуют финал не в публике, а на сцене. И если я теперь вижу изменения, вносимые в этот балет, я каждый раз так же страдаю, как от «усовершенствований» в «Сильфидах».
Из описанной мною постановки «Карнавала» совершенно ясным является то, что С. П. Дягилев не имел отношения к этой моей работе. Для второго парижского сезона Сергей Павлович попросил меня дать ему в репертуар и этот балет. Он приобрел у меня право постановки этого балета так же, как это сделала дирекция императорских театров в С-Петербурге дирекции театров Стокгольма, Копенгагена, Буэнос- Айреса и многих частных антреприз. Это не мешало друзьям Дягилева называть «Карнавал» дягилевским балетом, а «Британской энциклопедии» даже— «самым лучшим дягилевским созданием».
12 |
«Музыкально-оформительские» принципы
Образность балетной музыки
Дягилев-"создатель" фокинских балетов
Кульминация развития образа Марии