Летний Фестиваль Балета

«Музыкально-оформительские» принципы

Раздел: История балета
04-03-2024


«Музыкально-оформительские» принципы, закрепившиеся как обиходные и даже руководящие в каждой из двух школ — французской и итальянской — впервые предстали здесь в органически ассимилированном виде. Это было еще не синтезом, а только сочетанием ведущих элементов каждого из течений, но сочетанием не механическим, не стихийным, а органическим, осознанным, утверждаемым в качестве определенного художественного принципа.

О чем здесь идет речь? Прежде всего о связи моторного метроритмического элемента в музыке и в движении с мелодической (образной) содержательностью и того и другого. И далее — о возникновении связей между элементами мотивного, мелодического и хореографического развития. Для приверженцев итальянской школы это означало сдвиг в сторону отказа от простейших (танцевально-куплетных и танцевально-рондальных) форм в сторону форм, насыщенных свободно декламационными и мотивно-разработочными приемами музыкальной и хореографической речи. Для деятелей самой французской школы это было дальнейшим отходом от застылости классических традиционных навыков. Впервые они были решительно оживлены в «золотую эру» романтического балета сороковых годов (и прежде всего в той же «Жизели») обращением к бытовым формам и формулам танца, к бальным движениям и ритмам, к интонациям современности — звуковым и пластическим. Эстетика романтизма, в короткий срок преобразившая казалось бы закостеневший в балете дух классицизма, уже порождала здесь семена реализма. Это и облегчило музыкально-драматургическую транскрипцию балета, превращенного в советской сценической практике в «Фадетту», переименованную затем в «Дикарку»— в реалистический спектакль, созданный по мотивам повести Жорж Санд.

Возьмем, к примеру, известный вальс из «Сильвии». Типично делибовский, соединяющий в себе черты балетности, бальности и концертности, элегантный и капризный по ритмике (музыка его непроизвольно ассоциируется с движениями на пальцах и с прыжками), этот вальс — и сольная Вариация и характеристика одновременно. Его мотивное «гзерно» невелико — всего четырехтакт. Но уже первре предложение, состоящее из четырех четырехтактов, не содержит в себе ни одного буквального повторения. Раскачивающееся, «трамплинное» колыхание двух терций затакта; фиоритурный взлет восьмыми на октаву вверх; плавный скачок вниз от верхней медианты (соль) к доминанте (си-бемоль). Во втором четырехтакте скачок опускается секундой ниже — до септимы (ля-бемоль). В третьем — вся фигура сдвигается секвенционно на секунду вверх; в последнем — фиоритура удлиняется, из взлета мелодии мгновенно рождается противоположное, нисходящее движение, а самый каданс «разорван» неожиданной fermato, производящей впечатление естественной, непроизвольной цезуры в живой порывистой разговорной речи.


Статьи по теме:
 Движение за создание нового балета
 Творческий метод Фокина
 Мысли о балете
 Кульминация развития образа Марии
 Неискренность

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: