Летний Фестиваль Балета

Фокин — колорист, поэт линий и пятен

Раздел: Балетмейстеры
21-03-2024


Итак, Фокин — колорист, поэт линий и пятен, его группы про-сятся на картину и сами, в сущности, картинами являются. Это важно отметить.

Но Светлов тут же объявлял Фокина «преемником М. И. Петипа», в пику «проглядевшему его начальству», которое «сделало балетмейстером бездарного г. Легата». Тут Светлов был неправ. Неизвестно, как отнесся Петипа к «Эвнике» и видел ли ее вообще. Но, посмотрев ее, вряд ли он остался бы так доволен, как после «Виноградной лозы», действительно поставленной в его традициях. «Эвника» эти традиции поколебала, что вскоре неодобрительно отметила критика более умеренная.

12 марта 1909 года «Эвника» вошла в репертуар казенной сцены.

Теперь она получила собственные декорации и костюмы по эскизам О. К. Аллегри и М. П. Зандина. Это не пошло на пользу спектаклю. «Столько безвкусия и художественного невежества было вложено в постановку «Эвники»,— писал рецензент,— что мог первый, в известной степени исторический балет г. Фокина можно считать безусловно проваленным. Сцена представляла как бы ожившую картину с выставки «Спб. общества художников», на приторно-сладенькие по тонам костюмы г. Зандина просто неприятно смотреть».

Аляповатость оформления вредила «Эвнике» больше, чем могла повредить любому балету старого репертуара, где безвкусность была эстетической нормой стиля. Танец балета XIX века привольно произрастал посреди эклектичной смеси эпох, вклиниваясь условностью пластики и костюма в самое приблизительное средневековье или XVI11 век, Японию или Голландию, Черногорию или Индию. Танец балетов Фокина был тесно связан с оформлением, иной раз рождался из него. Если пластика «Эвники» была сколком с фресковой и вазовой живописи, со скульптурных изображений Египта, Греции и Рима, которыми молодой балетмейстер, еще не очень разбираясь, пользовался «суммарно», то, например, ганцы балета «Нарцисс» на музыку Черепнина, задуманного и оформленного Бакстом, были обусловлены костюмами, воспроизводившими Элладу в субъективно-стилизованной манере: короткой туникой, закрепленной на одном плече у Нарцисса — Нижинского, густыми драпировками покрывала, с головы до ног окутывавшего нимфу Эхо — Карсавину.


Статьи по теме:
 Представления о Дягилеве
 Французская транскрипция имени Ринальдо в «Освобождении Рено»
 Резкие выпады Фокина
 «Эвника»
 Жизнь в школе

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: