Творческий метод ФокинаРаздел: История балета |
24-06-2024 |
Когда он ставил «Эвнику» и первый вариант «Египетских ночей», он ориентировался на античное изобразительное искусство, старался претворить его в пластике, создавая на сцене стилизованную картину. Уже в первом варианте окончательной редакции «Шопенианы» (1908) ориентация Фокина шире — это не только и не столько гравюры М. Тальони, К. Грнзи, Ф. Черрито, на которые балетмейстер ссылается, сколько сохранившиеся образцы романтического балета — «Жизель» и «Сильфиды». Причем Фокин не только использует старинные модели, но и преображает их согласно собственному современному творческому замыслу, что является одной из основных примет того направления, которое в музыке получило название неоклассицизма. Если метод работы Фокина над хореографией «Эвники» и «Египетских ночей» напоминает о ретроспективности тенденции начала XX века воскрешать умершее искусство прошлого, то метод примененный в «Шопениане», обращен в будущее и предвосхищает элементы неоклассицизма.
Думается, что рассматривать влияние «Шопенианы» на творчество Стравинского, например, столь же правомерно, как и тех его музыкальных предшественников (Чайковского, Танеева, Сеи-Санса, Регора), в произведениях которых формировались первые признаки этого направления.
«Шопениана» и несколько примкнувших к ней позднее балетов («Прелюды», «Эльфы», отчасти «Эрос») вообще оказались обособленными в наследии Фокина. Здесь нет последовательности действий, захватывающей зрелищности.
Либретто балета "Омфала"
Про "Сильфиды" и "Карнавал"
Хореографический образ спектакля
Вмешательство Дягилева в балет