Пестрый перечень некоторых фокинских постановокРаздел: История балета |
13-10-2024 |
Пестрый перечень некоторых фокинских постановок не может, разумеется, не вызвать мыслей об эклектизме поисков талантливого балетмейстера-новатора. Сама эстетика декадансного искусства вызывала постоянные метания от одной стилистической сферы к другой, от эпохи к эпохе, от темы к теме, к полярным контрастам, к предельно обостренным, крайним противопоставлениям, и тем самым обнажала отсутствие стёржневой темы, зигзагообразность, внутреннюю непоследовательность, элементы случайного в направленности движения творческого пути художников танца, придерживавшихся этой эстетики.
Это, разумеется, не могло не отразиться и на той области деятельности Фокина, для его творческого метода — центральной, которая непосредственно связана с темой настоящей статьи. Говорю об истолковании и о практическом использовании драматургической функции музыки в хореографическом спектакле.
При всей исключительной чуткости Фокина — танцовщика и балетмейстера к музыке, при всей эрудированности его в музыкальной литературе самого широкого охвата, а также в вопросах теории музыки, наконец при всей его находчивости в передаче пластическими средствами образного содержания музыкальных произведений — путь, по которому пошли вслед за Фокиным его зарубежные преемники, во многом оказался неверным, себя не оправдал. Первопричина тому — игнорирование главного завета русского музыкально- хореографического творчества классической поры: балетмейстер сотворчествует с композитором и сценаристом, создает вместе с ними единый музыкальный и пластический образ, драматически значимый, драматургически развиваемый.
До тех пор, пока Фокин придерживался этого принципа русской классической школы, последовательно развивал союз музыки и танца-пантомимы, деятельность его была прогрессивной и сохраняет до настоящего времени непреходящее живое эстетическое воздействие и познавательное значение.
Лексика национального танца
Творческая деятельность Фокина в Америке
Первые постановки
Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования