Летний Фестиваль Балета

Взаимодействие движения и звука

Раздел: История балета
29-02-2024

И наоборот, в многочисленных и безусловно даже преобладающих случаях отхода от идейно значительных тем и сюжетов или же обращения к прямой бессодержательности (что всегда характеризовало кризисные периоды культуры феодального и буржуазного общества) классический танец неизменно выхолащивался, превращался в конгломерат сухих, чертежных формул движения. И это совершенно независимо от уровня технической стороны исполнения, безупречная чистота которого только подчеркивала в этих случаях мертвенность и механичность самого танца.

Значит ли все это, что балетное искусство обречено оставаться замкнутым в кругу иносказаний, абстракций и обобщений, что ему недоступна передача индивидуально своеобразного социально конкретного, национально характерного? Думать так — означало бы игнорировать всю совокупность выразительных средств хореографии, исключительно многообразных именно в смысле различных аспектов реалистического преломления действительности.

Если реализм классического танца это прежде всего реализм психологический и философский, то танцу характерному, объединяющему в себе многочисленные «просторечные» танцевальные диалекты (вплоть до жаргонных), родившемуся и развившемуся в народном быту, показан совсем иной аспект реалистического воспроизведения действительности. Здесь на первый план выступает изобразительность, живописность, и нередко дело доходит до прямого «слепка» движения, сделанного непосредственно «с натуры». В противоположность отображению явлений действительности в синтезированном виде, отличающему эстетическую природу классического танца, в танце характерном эти явления предстают дифференцированными, во всем многообразии и контрастности составляющих и обуславливающих их противоречий. В этой сфере хореографии могут найти свое правдивое или же нарочито преувеличенное отображение и праздничные и будничные, и поэтические и прозаические, и красивые и уродливые стороны жизни, ее воодушевленные радостные всплески и ее гримасы и язвы, образы благородства, бесстрашия, подвига, самопожертвования, но также и образы насилия и бессилия, коварства и ханжества, пошлости и глупости.


Статьи по теме:
 Вторая "Шопениана"
 Балет и модернизм
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Первые русские сезоны
 Мысли о балете

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: