Взаимодействие движения и звукаРаздел: История балета |
16-08-2024 |
Взаимодействие движения и звука складывается по иным эстетическим законам, нежели взаимодействие звука и слова. Во втором случае всегда присутствует соревнование двух полярных друг другу «художественных рядов», двух автономных видов искусства, из которых верх берет чаще всего звуковая стихия — музыка, главенствуя особенно ощутимо в примерах тесного слияния обоих элементов. А в первом случае это не столько соревнование, сколько свободный союз, в котором пластический язык выступает как творческий аналог разговорной речи, а вовсе не в качестве заменителя ее.
Но вот в чем коренное отличие словесной декламации от языка пантомимы и танца: как бы ни было романтично текстовое содержание монолога, диалога или сцены в драматической пьесе, как бы возвышенно оно ни интонировалось чтецом актером, то же содержание, переведенное в выразительную сферу пластики, приобретает еще более возвышенный, еще более романтизированный характер. Говорю, разумеется, о двух художественных явлениях в условии равнозначности их качественных показателей, ибо степень талантливости и мастерства исполнителя в единичных случаях может достигнуть такого уровня, при котором окажутся опрокинутыми охарактеризованные общие эстетические закономерности.
Соизмерять выразительные возможности различных видов искусства можно лишь исходя из учета меры данного вида искусства, определяющей самую его специфику. В балете такой основоопределяющей отраслью, «сердцевиной» является область классического танца, без или вне которого хореография утрачивает свою специфику как автономного и могучего по средствам воздействия искусства.
Природа балета.
Творческий метод Фокина
Новое в постановке
2-я картина "Омфалы"