Взаимодействие движения и звукаРаздел: История балета |
09-09-2024 |
Здесь встречается даже точное, буквальное воспроизведение той или иной детали быта как ради возвеличения, так и ради осмеяния ее. Возможна и предельная конкретность в передаче не только эпохально своеобразного, но и «календарно» достоверного, не только национально конкретного, но и узко местного. Все это может воспроизводить балет, обладающий кроме выразительных средств классического танца, еще и совсем иной, очень обширной областью танцевальной выразительности — многообразными средствами характерного танца.
Характерный танец — danse de caractere — точнее было бы назвать характеристическим танцем или танцем-характеристикой. Его преобладающий прием — мгновенная зарисовка, запечатление преходящего мига, неповторимого в своей характерности состояния. Его сила — в броском, своеобразном по остроте линии штрихе, в шумной, «атакующей» внимание динамике и агогике движения. И, соответственно своей эстетической природе и определяемым ею художественным задачам, самый пластический «словарь» характерного танца резко отличен от лексики классического танца.
Принцип абсолютной вытянутости ног. лежащий в основе танцевальной классики, в характерном танце постоянно и в нарочитых целях подчеркнуто нарушается. Наряду с выворотностью, опять-таки служащей основой для любого движения классического танца, в танце характерном широкое распространение имеют прямо противоположные положения— обращения ступней, ладоней, кистей рук вовнутрь (en dedans).
Помимо своей специфической «манеры интонирования» приемов, имеющихся в «словарном фонде» классического танца, характерный танец содержит большое количество одному ему присущих приемов движения, таких, как прыжки с подогнутым коленом или с падением на колено, как скольжение стопы по плоскости пола наружным ребром, как выброс ног в стороны при прыжке.
Влияния Фокина на современный балет
Отсутствие стиля и характера
Мысли о балете
Первые русские сезоны