Затруднения у артистовРаздел: Балетмейстеры |
14-01-2024 |
Кроме принципиальной разницы в трактовке толпы, я еще должен указать на фактическую невозможность согласовать движения каждого статиста с ритмом музыкальных фраз. В танце, когда участвующие объединяются одинаковым по ритму движением или же дают несколько групповых движений, можно в несколько репетиций добиться полной согласованности танца ансамбля с музыкой оркестра. Но когда на сцене толпа, то есть нет ни одного человека, движения которого были бы тождественны с движениями другого, сколько понадобилось бы репетиций, если бы даже участвовали только первоклассные артисты, виртуозы ритма? А у меня на постановку массовых сцен была одна репетиция в два часа. Другие репетиции были уже в костюмах и с оркестром, когда ничего объяснять о ритмах не приходится. Зачем же выставлять такие требования, неосуществимые в современном театральном деле, где статисты приходят на одну, максимум две репетиции?
Но если бы я имел фактическую возможность, то есть достаточно репетиций и артистов вместо статистов, то я поставил бы так же реалистично (хотя, вероятно, еще и лучше) и живо толпу, отнюдь не кукольно, не условно, и не сделал бы из нее ритмическую копию оркестровой партитуры.
Нельзя думать, что я когда-нибудь был удовлетворен толпой, которую изображают случайно подобранные статисты. Когда я прихожу на сцену и вижу, что ни у кого не сидит костюм на месте, у всех «с чужого плеча», у всех мятые шляпы, наспех привязанные бороды и готовые упасть усы... я не испытываю большой радости. Но что же делать. Никогда, почти никогда в театре нельзя увидеть то, о чем мечтается, когда сочиняешь спектакль!
Мнение Фокина о Дягилеве
Преувеличение важности Нижинского
Оркестр В.В. Андреева
Встреча с А. А. Саниным.