Летний Фестиваль Балета

Преувеличение важности Нижинского

Раздел: Балетмейстеры
23-11-2023


. Когда танец кончался, руки у всех невольно поднимались аплодировать. Досадно, что все хотят свести к последнему прыжку. Досадно, что одно из лучших поэтичных достижений балета хотят свести к идее «попрыгунчика». И как для этого беспредельно лгут! В книге Р. Нижинской описывается, как ее супруг одним прыжком покрывал всю сцену. Разберемся в этом прыжке. Что останется тогда от рассуждений Ромолы Нижинской? Декорация, представляющая маленькую комнату из двух стен, сходящихся посредине сцены, оставляла очень мало места для танцев, и главная трудность заключалась в том, чтобы уместить танец на такой маленькой площадке. Нижинский целовал девушку, спящую в кресле на правой стороне сцены, недалеко от окна. Поворачиваясь к окну лицом, он был почти на середине. Затем он пробегал пять шагов и с шестого делал прыжок в окно. Этот разбег Нижинский делал, как и все исполнители. С места никто не прыгал. Итак, он начинал прыжок приблизительно за ярд до окна. Где же полет через всю сцену? О высоте этого мифического прыжка. Когда строили декорацию, то мерили, какой величины надо сделать подоконник. Его сделали немного более фута. Это было совершенно достаточно для прыжка Нижинского. Но такими увеличениями и преувеличениями полна книга г-жи Р. Нижинской.

. Если принять во внимание, что сестра его Бронислава была младше брата на несколько лет, то становится ясным, что репетировало это талантливое семейство до появлепия Брониславы на свет. Такими отступлениями от истины и здравого смысла полна книга Р. Нижинской.

Как-то зашла ко мне одна дама-писательница в Нью-Йорке поговорить о Павловой. Просила рассказать все, что я смогу вспомнить о знамени той балерине. Предупреждала, что хочет ознакомиться с материалами, но будет писать совершенно другое. Как о композиции, хочу сказать, что при использовании всех ресурсов классического балета я считал эту постановку принадлежащей к достижениям именно нового балета. В нем не было танца для показа техники (потому-то мне особенно досаден миф о прыжке). Танец все время выразителен. Очень нова и красива тема танца Девушки.То, что Нижинский был не мужественный, какой-то бесполый, придавало особую прелесть его роли, делало его наиболее подходящим для нее. Вообще, в Нижинском если не было мужественности, то и не было той противной женственности. Несмотря на свои гомосексуальные особенности (...) * несмотря на этот уклон от нормальной мужской красоты, Нижинский совершенно не напоминал тех молодых людей — «девочек», которые, по крайней мере меня, отталкивают на сцене. Я как-то испытал удивительно отталкивающее чувство, увидев женщину в юбке, с женской прической и... большой бородой. Нечто подобное я испытываю, когда вижу на сцене мужественную танцовщицу или танцовщика-девочку. Думаю, что благодаря именно этому моему свойству и вкусу, в Нижинском, прошедшем под моим контролем все свои роли, не было этой отвратительной женственности на сцене, хотя в жизни он был немного «девочка».


Статьи по теме:
 Фокин. Начало пути.
 Н.И.Волков
 Школьные дебюты.
 Выход на большую сцену.
 Представления о Дягилеве

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: