Летний Фестиваль Балета

Кульминация развития образа Марии

Раздел: История балета
19-04-2024

В распоряжении артистки все те же ограниченные хореографические средства — скорее танец поз, нежели танец движений. И здесь это мотивировано. Даны фрагменты танцевальных движений первого акта — рефрены мазурки. Но это не только воспоминания. Воскрешаемые Марией бальные па не только воссоздают в ее памяти подробности далекого счастливого дня семейного праздника, закончившегося страшной катастрофой. Они приобретают значение патриотического порыва, становятся эмблемой мужества и непокоримости. Так в воплощении Улановой и самые позы становятся искусством глубокого проникновенного содержания.

Сцена с Заремой — опять новая, и уже наивысшая точка развития образа, приводящая к трагической развязке. Снова дуэт-диалог (на этот раз женский). Снова столкновение контрастирующих эмоций: у Заремы — пароксических и противоречивых, выражающихся то в умоляющих и отчаянных обращениях, то в бурной враждебности; у Марии — цельных и сдержанных, внушенных непониманием притязаний собеседницы и в то же время состраданием к вспышкам ее горя.

Простота и искренность — вот основное впечатление от танца-игры Улановой в этой сцене. Нет ни одного движения вне драматической характеристики. Все искренне и благородно. Зарема и просит, и убеждает, и требует, чтобы ей вернули ее Гирея, чтобы Мария, добровольно или уступая насилию, отказалась от него. Стремительным движением она в ярости заносит клинок над соперницей. Но что для Марии смерть? Разве она страшнее разлуки с родными, с близкими, с отчизной? Разве лучше смерти томление в неволе, на которое она здесь обречена? Угрозы не оказывают на нее ни малейшего действия. Напротив. Раскинув руки, она сама открывает грудь для удара. И это непонятное для Заремы невозмутимое спокойствие перед лицом смерти заставляет ее окончательно потерять самообладание. Зарема роняет кинжал и отступает... Но только на миг. Бурный порыв жгучей ревности охватывает ее с еще большей силой.


Статьи по теме:
 Отсутствие стиля и характера
 Ваганова сама четко формулирует свои установки в балетмейстерской работе
 Репертуар характерных танцев
 Модернистический танец
 Советский балет 1930—1940-х годов

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: