Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образованияРаздел: История балета |
25-09-2024 |
Творчески жизненный характер и научная обоснованность советской системы хореографического образования, нашедшая свое выражение в педагогическом методе Вагановой, являет собою резкий контраст постановке учебного дела, имевшей место на балетном отделении императорского театрального училища. Заслуженный артист Б. Шавров, ныне — один из ведущих педагогов училища, окончивший его в 1918 году, так вспоминает о занятиях в специальных классах: «...Мы зачастую не понимали, как нужно хорошо сделать то или иное танцевальное движение, а педагоги не знали,— каковы же должны быть их указания, чтобы мы легко добились нужных результатов. Мы все выучивали только механически, машинально повторяли различные танцевальные задания, зная только примитивные основы некоторых движений классического, танца. Например, нам было известно, что падать не нужно, что нога должна быть вытянута, что становиться после пируэта или тура следует прямо и в аккуратной позе... Но мы не знали, что танец — гармоничное, выразительное действо, совершенное нашим телом. Нас не учили танцевать; нас выучивали или, вернее, «натаскивали» более или менее сносно проделывать различные движения ног в воздухе, на полу, на повороте; и, конечно, все это с бездушным сохранением робкого, стандартного положения рук. В лучшем случае, мы копировали педагога, а он никогда не танцевал на уроке... Из нас делали ремесленников танца».
Окончившая училище в 1916 году артистка балета Т. Трояновская делает аналогичное признание: «Преподавание было основано не на разъяснении, показе или тщательной разработке движений, а на бессмысленной зубрежке движений, единственным руководством к чему были только одни названия этих движений, да выкрики: «повтори», «повтори», «еще», „еще"».
Нет худа без добра
Хореография в балете
Балет Нижинского
Критика старого балета