Дуэт с Евгением и заключительная монологическаяРаздел: История балета |
02-02-2025 |
Мне представляется, что основным импульсом для артистки была музыка, звуковой портрет Катерины, созданный Прокофьевым, с творческой психологией которого со времен «Ромео и Джульетты» и «Золушки» Уланова сжилась крепко и органично.
Рисунок пластического и сценического образа Катерины Уланова выводит из главной ее музыкальной темы широкого мелодического дыхания. Мелодия хороводного лирического склада то плавно льется, то движется скачками. К обычному четырехтактному строению в ней добавлен дополнительный такт, возникновение которого вызвано избыточностью «набранного» дыхания, необходимостью израсходовать, выплеснуть его за обычные пределы. И эта асимметричность музыкальной фразы сообщает пленительную женственность ритмике танца, что и оттенено в его фразировке. Подчеркнуты в нем Улановой и другие подробности музыкального образа, такие, как текучие подголоски ровной фигурации, как мерное колыхание аккомпанирующего фона, как скупые сопоставления простых ступеней лада в гармонии. Не часто встречающееся у Прокофьева обозначение характера музыкального исполнения — dolce (то есть, нежно)—воплощено в текучести легких движений танцовщицы, словно охваченных дугою большой протяженной лиги. Все вчитано, впитано от музыки и входит в многосоставный пластический образ богатой игрою психологических оттенков, приливами и отливами эмоций.
Когда смотришь лирические сцены «Сказа», идущие с участием Улановой, невольно вспоминаешь данное ею тонкое определение эстетической природы подлинно творческого танца. По словам балерины, он «представляет собою не арифметическую сумму, а сплав движений — одинаково свободных и легких, незаметно переходящих от одного к другому».
Но помимо волнующих лирических моментов Уланова раскрывает в партии Катерины и многие иные состояния: тяжкого неутешного горя — при исчезновении Данилы, волевой собранности и энергии сопротивления — в сценах с Северьяном, огромного, можно сказать, героического подъема душевных сил — при встрече с Хозяйкой Медной горы, наконец шаловливой, почти детской жизнерадостности — в танце с Огневушкой-Поскакушкой в последнем действии. И эти грани характеристики своей героини артистка, как мне кажется, черпает тоже из партитуры, переводя на язык пластики мотивы, ритмы и краски, образующие музыкальный портрет Катерины.






Автор: Diana | 17-12-2024, 03:52 |
с моими хорошими друзьями. Посетите
также мою страничку ускорение индексации