Летний Фестиваль Балета

Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна

Раздел: История балета
08-04-2024


Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментна. В ней преобладают приемы романтизированного бытописания, красиво и уместно использующие цыганский фольклор, элементы которого то и дело вторгаются и в ритмику, и в интонации, и даже в характер звучания (обильные скольжения звука, так называемых глиссандо у струнных). Отметим в качестве примеров сочной музыкальной зарисовки быта поэтичную картину «Весны в таборе», сцену Земфиры у колыбели и драматизированный «похоронный обряд», а также темпераментные танцевальные номера — «пляску с шалями», «пляску с кнутами», «таборную пляску». Все это служит хорошей звуковой рамой хореографическому повествованию. Однако именно только рамой. На большее эта музыка не претендует. Она не ведет действия за собою, не определяет своим тоном характер событий, целиком предоставляя это хореографии, но служит для последней сильнодействующим средством верно примененной эмоциональной подкраски.

«Цыганы» Сорокина — произведение совсем иного склада и жанра. Это написанный специально для самодеятельности балет, включающий в себя элементы оперности. Партия старого цыгана совсем лишена танцевального элемента. Она целиком вокальна. Эта партия поручена баритону, что, однако, не нарушает хореографической основы спектакля, ибо старый цыган «...как бы играет роль хора в героической трагедии, который иногда изрекает великие истины о совершающемся перед его глазами событии, не принимая сам в этом событии никакого деятельного участия».

В танцевальной партии Земфиры всего один вокальный момент, порученный невидимой исполнительнице-дублерше, певице: песня «Старый муж, грозный муж», исполняемая за сценой. В интермедию между второй и третьей картинами введены два солиста (тенор и баритон), которые поют перед занавесом текст «от автора». Очень значительную, активную роль играет в спектакле хор, передающий стихию таборной жизни, народные сцены и непосредственную реакцию цыган на разыгрывающиеся в их среде драматические события. Последнее придает произведению массовый характер, сообщает ему особое своеобразие, как бы намечая пути к созданию нового синтетического театрального жанра.


Статьи по теме:
 Танец тела вместо танца ног
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Рождение нового балета
 Вмешательство Дягилева в балет
 Либретто балета "Омфала"

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: