Партитура композитора Василенко красочно живописна и темпераментнаРаздел: История балета |
17-04-2024 |
Следует, однако, указать на то, что танцевально-пантомимные характеристики героев поэмы осуществлены не в одновременном, а в последовательном противопоставлении. Они не сталкиваются, а чередуются. Герой, названный Бахметьевым, образно живет лишь в петербургских сценах. В кавказских же картинах на первый план выступает черкешенка — пленительный в своей цельности и нравственной чистоте женский образ. Пленник же и в буквальном и в переносном смысле оказывается окованным кандалами, надетыми на него балетмейстером, в этой детали не уловившим фальши неверно понятого сценического реализма.
Великолепна по лаконизму и трагизму концовка спектакля, одинаково удачно найденная и композитором и балетмейстером. Закулисный хор — «ты река, река, река, реченька» — звучит призывным голосом родины, манящим к себе освобожденного пленника.
Благодарный, он зовет с собою черкешенку:
Ужасный край оставим оба, Беги со мной...
Но она не хочет покинуть своей родины, нежно прощается с ним:
Прости — забудь мои мученья, Дай руку мне... в последний раз.
И, когда он скрывается за поворотом горной тропы, решительным и быстрым движением кидается в пропасть.
Спектакль Захарова построен на ином принципе, чем спектакль Лавровского. Это — серия реалистически выписанных иллюстраций к пушкинской поэме, в которой сама значительность и яркость деталей придает им моментами самодовлеющий характер. Так, петербургская сцена, хотя и приведена как рассказ-воспоминание (что точнее соответствует поэме, чем реальное действие в спектакле Лавровского), режиссерски перенасыщена образами и ситуациями, прямо к содержанию поэмы не относящимися, а имеющими самостоятельное социально-обличительное назначение.
Первые русские сезоны
Движение за создание нового балета
Дягилев-"создатель" фокинских балетов
Жар-птица