Педагогическая система А. Я. Вагановой.Раздел: История балета |
29-11-2024 |
Бесконечно легче было бы научить ребенка делать, например, balance, но как внушить ему при этом правильную манеру, держать корпус, управлять мышцами? Невольно, вследствие легкости этого па, ноги распускаются, расслаб-ляются и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.
...После assemble можно перейти на glissade, jete, pas- de basque, balance, которое... желательно не вводить, пока мышцы недостаточно разработаны в основных прыжках и не дано прыжку правильной основы... В старших классах изучают наиболее трудные прыжки, с задержкой в воздухе... из них самый трудный — кабриоль — завершает изучение аллегро.
...В более Старших классах, когда урок все более и более нужно усложнять, все па можно проделывать en tournant, с поворотами».
Мы привели эти длинные выдержки, чтобы показать строгую последовательность в чередовании нарастающей сложности танцевальных приемов, которых придерживаются Ваганова и педагоги, работающие по ее системе, а также ту постепенность в расширении художественно-образных возможностей танца, которая при этом прививается учащемуся. Нельзя не привести тут же и замечаний Вагановой, относящихся к методологической стороне педагогического процесса. Она пишет:
«Если у данного класса или группы танцовщиц замечается переутомленность если я знаю, что они загружены работой, — иногда недели по две я даю только легкую работу на уроке и веду учениц очень осторожно. Но вот — какое-то облегчение, работы меньше, или какое-нибудь событие встряхнуло энергию, чувствуешь возможность более энергичных усилий, тогда уроки становятся напряженными — пользуешься временем и в короткий срок насыщаешь их трудностями. Словом, надо быть очень чуткой к условиям работы, чтобы не обратить пользу урока во вред».
Педагогическая система А. Я. Вагановой.
Нет худа без добра
Движение за создание нового балета
О свободе режиссерского творчества