Летний Фестиваль Балета

Педагогическая система А. Я. Вагановой.

Раздел: История балета
13-04-2024

Под системой преподавания классического танца, разработанной и утвержденной Вагановой, следует понимать не только педагогическую работу самой Агриппины Яковлевны в старших классах Ленинградского Хореографического училища и в «классе совершенствования», руководимом лично ею. В настоящее время на основе этой системы работает большинство советских педагогов-хореографов.

Истоки данной системы надо искать в логическом развитии танцевальных принципов русской классической школы, наличие которой отрицалось эстетско-снобистской критикой дореволюционной эпохи, а также официальными «теоретиками» императорского и «дягилевского» балета. А между тем на практике русская классическая танцевальная школа процветала еще с XVIII и самого начала XIX столетия. А на рубеже XIX и XX столетий, то есть ко времени вступления Вагановой на балетную сцену, русская классическая танцевальная школа уже целиком определяла развитие мировой хореографии, утверждая свое мировое первенство творчеством таких балерин, как Анна Павлова, Ольга Преображенская, Вера Трефилова, Тамара Карсавина, Екатерина Гельцер, таких балетмейстеров и танцовщиков, как Лев Иванов, Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Александр Горский и др. Правда, здесь уже назревал и, отчетливо нарастая, проявлялся ее распад в условиях общей деградации буржуазной культуры. Но завоевания были сделаны. Они заключались и в отмеченных выше тенденциях самого танца, и в привнесении в него действенного начала, и в использовании его на равных правах и основаниях с музыкой, именно в русском балете приобретшей подлинную значительность и, наконец, в художественном оформлении спектакля в целом.

Ваганова как артистка выступила в эту сложную эпоху уходящего расцвета и назревающего распада старого русского балета; она танцевала в одно время (а нередко и в одних спектаклях) с Павловой, Карсавиной, Фокиным, Легатом. Она имела широкое поле для постоянных художественных наблюдений, критических оценок и сопоставлений. И нет никакого сомнения в том, что в пору почти двадцатилетней (с 1897 по 1916 г.) танцевальной деятельности Вагановой из последовательно формирующихся эстетических впечатлений, а затем и убеждений, постепенно складывались предпосылки к ее будущим педагогическим воззрениям.


Статьи по теме:
 В 1940 году Ленинградским Малым оперным театром был показан балет «Сказка о попе и о работнике его Балде»
 Последняя тринадцатая картина балета полна глубокого и просветленного трагизма
 «Музыкально-оформительские» принципы
 Мимические сцены
 Педагогическая система А. Я. Вагановой.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: