Роли Г. С. Улановой в советских балетах.Раздел: История балета |
29-09-2024 |
Даны картины дворца, гарема, даны яркие образы Гирея, Заремы, Марии, но само действие проходит «между строк». О нем можно только догадываться, его можно варьировать, дополнять воображением. Балет останавливается на прошлом Марии (первый акт, действие которого развертывается в Польше), на сцене, последовавшей после страстной исповеди Заремы перед Марией, сталкивает Гирея и Марию в заключительном конфликте. То, что было бы невозможным в опере, где пришлось бы досказывать словами недоговоренное Пушкиным, становится выполнимым в балете.
Первый акт знакомит нас со светлой порой девичества Марии, ее беспечальной жизни в богатом родовом гнезде. Веселится горделивая панская Польша. Под звуки торжественного полонеза, воинственного краковяка и кичливо-звонкой мазурки танцуют шляхтичи и паны. Уже здесь мы видим образ Марии вознесенным над средой, наделенным чертами целомудренности и гуманности, высоко поднимающими ее над окружающим миром. Все в ней естественно, все просто, лишено не только кичливости, но даже кокетства. Можно было бы усомниться, что это — паненка, дочь могущественного, богатого феодала, если бы не тонкая «национальная подкраска», которую вносит артистка в отдельные движения.
Небезынтересно отметить, что эта первичная экспозиция образа Марии в исполнении Улановой развивалась, созревала с постепенностью. В первое время (в тридцатые годы) Мария первого акта не была у Улановой ни полькой, ни аристократкой. Она выглядела обособленной, даже чужой на торжественном и шумном празднике. И это лишало настоящей обоснованности сцену воспоминаний о родине и об отчем доме в гаремном плену. Потом экспозиция образа стала оттачиваться, наполняться едва уловимыми штрихами — в позах, жестах, движениях, мимических нюансах, в которых обозначалась безотчетная горделивость осанки и та свобода, живость «манеры держаться» в большом обществе, которая дается только привычным высшим положением в окружающей среде.
Печальное искусство
Мысли о балете
Движение за создание нового балета
Про "Сильфиды" и "Карнавал"