Перевес в хореографической партии Джульетты элементов «партерной» техникиРаздел: История балета |
12-04-2024 |
Но вот — в паре с Парисом — проходит Джульетта. Музыка просветляется и одухотворяется. В ровном трехдольном шаге слышится усвоенная воспитанием покорность. Девушка еще не знает будущего жениха. Он для нее чужой и не вызывает никаких чувств — ни симпатии, ни антипатии, ни простого любопытства. Но она послушна родительской воле. У нее нет и мысли о неповиновении. Этот короткий проход в танце — один из трогательных эпизодов в развернутой сценической экспозиции образа, воплощаемого Улановой.
Встреча с Ромео — кульминация этой экспозиции. Здесь и завязка любви и завязка драмы. Композитор назвал музыку этой сцены дуэта «Мадригалом», но не в смысле стилизации распространенных в Италии XVI века хоровых композиций, носивших это наименование, а как символ лирического излияния, любовной исповеди. В певучем изложении струнных инструментов (скрипок и альтов) проходит новая музыкальная тема, полная трепетной нежности и затаенного огня. Встреча описана композитором как бы глазами Джульетты: в «Мадригале» звучат ее темы, но только лирические, нежно-созерцательные, поэтически-возвышенные. Исчезли шаловливые ритмы, интонации смеха, эмоции игры, ранее характеризовавшие Джульетту-девочку.
В этом адажио, скромном по количеству па, но полном настоящей танцевальной выразительности, Уланова с удивительной тонкостью раскрывает радостное и светлое пробуждение чувства любви, чуждаясь сильных эмоциональных вспышек, выказывая глубину и затаенность очень большого и потому очень целомудренного переживания. Именно здесь возникает перед нами, рождается характер смелой, решительной девушки — итальянки времен Ренессанса, характер, раскрываемый актрисой в ярком пластическом выражении. Лицо Ромео поразило ее воображение и, разумеется, не только красотою правильных черт, не одним обаянием торжествующей молодости.
Влияния Фокина на современный балет
Кульминация развития образа Марии
Репертуар характерных танцев
Музыкальность пластики лучших русских танцовщиц далекого прошлого