«Музыкально-оформительские» принципыРаздел: История балета |
14-01-2025 |
Насколько прочно вошли в эстетику балетного театра такого рода слитные музыкально-хореографические образы, творчески утвержденные Делибом, можно судить хотя бы по pizzicat'Hoft вариации «Раймонды» (тоже, кстати сказать, полезной), размыкающей большой вальс первого действия гениального балета Глазунова — Петипа; вариации, для которой делибовская полька-pizzicato, написанная более чем тремя десятилетиями раньше, послужила ощутительным прообразом.
Охотно вводит Делиб в музыку своих балетов всякого рода торжественные процессии, шествия, марши, кортежи, предваренные развернутыми вступлениями с модуляциями, нагнетаемыми на длительном органном пункте (чаще всего на доминантовом басу), оснащенные фанфарными перекличками деревянных и в особенности медных духовых инструментов. Это был уже новый по сравнению с традиционным итальянским «парадом исполнителей» прием симфонического обобщения характеристик героев и персонажей. И он тоже стал обиходным не только во французском, но и в русском балете. Вспомним хотя бы следующие друг за другом антракт— марш и полонез «Шествие сказок», открывающие последнее действие «Спящей красавицы», или же «Венгерский кортеж», предваряющий большую венгерскую танцевальную сюиту в «.Раймонде».
«Коппелия», или «Девушка с эмалевыми глазами» (первоначально — «Нюрнбергская кукла») — лучшая из балетных партитур Делиба и одна из лучших хореографических постановок Сен-Леона. Насколько можно судить по петербургскому варианту постановки, осуществленному М. Петипа при участии Сен-Леона в приемах, близких композиционным принципам парижского подлинника, композитор и балетмейстер выступают здесь на редкость творчески согласованно, хотя и тот и другой в такой же мере отходят от духа литературного первоисточника — гофмановской новеллы, как это сделал Гуно по отношению к поэме Гёте в своей опере «Фауст».





