«Музыкально-оформительские» принципыРаздел: История балета |
14-01-2025 |
«Коппелия» — вовсе не таинственная с драматическим оттенком легенда о мастере-маньяке, задавшемся целью достичь оживления и одушевления предметов;* изготовленных его руками. Скорее это веселая танцевальная комедия, разыгранная остроумно и с тонким вкусом, в которой занимательность фабулы играет куда большую роль, нежели драматизм событий. И в хореографии и в музыке балета очень много поэтических подробностей, красивой выдумки, оттенков и нюансов характеристического порядка.
Уже первый (после увертюры) номер, открывающий действие,— небольшой вальс в Es-dur, простодушный по тону, скромный по форме, очень напевный, поставленный на легких прыжках с «арабескными» мановениями рук — это, конечно, миниатюрный музыкально-хореографический портрет. Сванильда обрисована веселым, несколько наивным, немного лукавым и даже плутоватым существом. Портрет фиксирует скорее внешние черты характера, нежели его психологическую сущность. Но сделан он мастерски — лаконично, конкретно, четко, образно. И достаточно во втором акте прозвучать идущей еще при закрытом занавесе оркестровой прелюдии, буквально воспроизводящей музыку этой вариации — вальса, как в представлении зрителя мысленно тотчас же возникает образ веселящейся, готовой на самую отчаянную шалость Сванильды.
В мазурке, вариациях на славянскую тему, чардаше композитор обращается к польскому и венгерскому музыкальному фольклору, с большим вкусом и точно подмеченными подробностями воспроизводя характерные мелодические обороты, ритмические фигуры, типы кадансов, и это уверенно «подхватывается» хореографией Сен-Леона и Петипа.





