Летний Фестиваль Балета

Мандариновый ликер домашнии рецепт ликера.

«Музыкально-оформительские» принципы

Раздел: История балета
05-03-2024

Небезынтересно отметить, что именно в музыке балета есть касание (хотя и легкое, совсем поверхностное) к образному миру гофманской фантастики, что связано с музыкальной характеристикой Коппелиуса. Я имею в виду финал первого акта и далее все эпизоды с Коппелиусом, сопровождаемые причудливым лейтритмом, заставляющим вспомнить о Шумане. А в хореографии эта партия — сплошь пантомимная. Казалось бы — вот момент размыкания двух сфер выразительности. На самом же деле здесь налицо очень существенный для развития музыкальной культуры балета момент— наполнения пантомимных сцен и мимических реплик не «нейтральной» по отношению к действию музыкой, а музыкой симфонического содержания, хотя бы и проявленного эмбрионально.

Это был столь же существенный сдвиг в музыкальных традициях балета, каким в романтической опере был отказ от речитатива secco, произносимого под модулирующие аккорды cembalo (речитатива, служившего разъяснительной «связкой» между ариями и ансамблями), к речитативу напевному, эмоциональному, действенному.

Разумеется, подобное «нововведение» не было исключительной особенностью одной «Коппелии». Мы найдем его не только в других балетах Делиба и Адана, но в зародышевой форме и у их предшественников. Однако в «Коппелии» оно проходит через все действие — от завязки до финальной сцены. И именно в «Коппелии» прием этот становится общепринятым, превращается в широко бытующую традицию. Даже в стилизованном «Испытании Дамиса» Петипа — Глазунова, где мимические «связки» фабульного назначения специально выделены композитором в группу коротких инструментально-разговорных реплик, что в партитуре каждый раз обозначается ремаркой «recit», делибовская традиция дает себя знать в обновлениях, видоизменениях этих реплик, преломляемых каждый раз в различных тональных вариантах и ритмических деталях.


Статьи по теме:
 Увлечения М.Фокина
 Либретто балета "Омфала"
 Традиции старого французского балета
 Первые спектакли балета «Ромео и Джульетта»
 Размышления о балете

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: