«Музыкально-оформительские» принципыРаздел: История балета |
27-04-2025 |
Можно было бы расширить примеры из «Коппелии», показательные в смысле отчетливо обозначившегося в этом балете назревания совсем нового этапа развития музыкальной культуры хореографического спектакля. Но думается, что и приведенные уже позволяют со всей определенностью говорить о той действенной роли, которую в этом процессе сыграли французские балеты середины и второй трети XIX столетия.
Асафьев назвал Чайковского «наследником Делиба». Это было сказано в связи с характеристикой и анализом музыки «Спящей красавицы». Но, если говорить о последующей эволюции музыкально-хореографической культуры в целом, наследниками Делиба должно считать не только Чайковского, но и Аренского, и Глазунова, и Черепнина, и даже Глиэра и Асафьева, не говоря уже о французских композиторах конца XIX — начала XX столетий.
Но указывая на важную роль балетов Делиба в музыкальной эволюции жанра, Асафьев отмечал: «Делибу не свойственны были размах и сила воображения для широких концепций. Его искусство, по существу, искусство миниатюриста и как только он пытается захватить в рамки своих замыслов возможно более просторный участок поля, он теряет точки опоры: его ритмика столь острая в деталях, расплывается при дальних расстояниях, что заметно даже в «Сильвии». Между тем, в музыке ритм как принцип распределения материала во времени именно в широко развернутых концепциях является важнейшим объединяющим фактором».
Последнее относится уже к области музыкальной драматургии в широком смысле слова. Творческие задачи такого порядка вскоре же стали перед балетным театром. Разрешить их, уже на более позднем этапе развития хореографического искусства, было суждено великим мастерам русского классического балета.





