Пестрый перечень некоторых фокинских постановокРаздел: История балета |
06-03-2024 |
Никто не станет отрицать правомерность решения в балетном спектакле частной и узкой задачи пластического выражения «чистой» музыки. Но при решении подобной задачи хореография неизбежно будет низводиться до подсобной роли комментатора музыки, в котором последняя сама по себе не нуждается. Правомерными и даже творчески оправданными отдельные подобные опыты, разумеется, могут быть. Но возведение их в руководящий и почти что исключительный принцип означает отказ от признания полноценности хореографии как автономного средства художественного воплощения конкретной идеи. Не идейной ли бедностью и объясняется преимущественное распространение подобной тенденции в современном буржуазном театре некоторых западных стран?
Мне кажется вполне естественным, что после гастролей французского балета в Москве в 1958 году отдельные наши балетмейстеры стали возрождать жанр миниатюр, в свое время утвержденный Фокиным и Горским. Плодотворность этого отклика на опыт французского балета очевидна. Она подтверждается хотя бы «Хореографическими миниатюрами» Л. Якобсона, представляющими собою серию концертных номеров в трех отделениях, балетами на музыку Чайковского Ф. Лопухова, равелевским спектаклем Г. Давиташвили.
Однако гораздо показательнее и поучительнее другое: эволюция во взглядах крупных британских хореографов — эстетиков и теоретиков после лондонских гастролей балета Большого театра СССР в 1956 году, которым суждено было стать поворотным пунктом в спорах о путях развития современного балетного искусства и о роли опыта советского балета-пьесы.
Взаимодействие движения и звука
Целый переворот в хореографических вкусах эпохи произвела бравурная испанская качуча в исполнении знаменитой Фанни Эльслер
Влияния Фокина на современный балет
2-я картина "Омфалы"