Пестрый перечень некоторых фокинских постановокРаздел: История балета |
09-09-2023 |

Но как только под влиянием эстетики декаданса (еще до разрыва с Дягилевым в 1912 году, но в особенности после этого разрыва и по мере все большей утраты связей с жизнью и искусством своей родины) он стал абсолютизировать проблему музыкальности хореографического спектакля, а в результате этого абстрагировать содержание своих постановок, отрывая его от живых идей современности, реформаторство его сменилось формотворчеством и движение вперед остановилось.
Два момента играли при этом, на мой взгляд, решающую роль и являлись показателями перелома от прогресса к регрессу. Во-первых, постепенный отход от свободного и равноправного положения музыки и хореографии с их специфическими эстетическими закономерностями в едином замысле балетного спектакля к их внешней синхронизации. И, во-вторых, обращение к готовым музыкальным произведениям, созданным без расчета не только на хореографическое, но и вообще на театральное воплощение.
Первое приводило к обеднению и опрощению связей между музыкой и движением. Это было отступлением не только от ранних завоеваний самого Фокина, но даже и от достижений его современников и предшественников — Горского, Льва Иванова, Петипа. Второе, представляя собою наиболее яркое выражение «абсолютизации» музыки в балетном искусстве, приводило к насилию над танцем, лишавшимся своей первородной самостоятельной образной сущности, выступающим не в качестве интерпретатора идеи произведения, заложенной в его драматургии, а в гораздо более пассивной роли комментатора образа музыкального.





