Размышления о предтечахРаздел: Балетмейстеры |
25-08-2024 |
Уже 26 декабря 1898 года Фокин не явился на утреннее представление «Лебединого озера». За ним послали курьера, задержали начало, но не дождавшись, дали спектакль без pas de trois. Фокин оправдывался тем, что не знал о перемене балета, но это не спасло его от строжайшего выговора.
Страницы архивного дела зеркально отражают рассказанное Фокиным в мемуарах. Чем больше разочаровывался танцовщик в своем искусстве, тем ревностнее занимался живописью, музыкой, много читал, увлекался философией Толстого. В мемуарах описаны первые путешествия, — интерес к жизни позволял не замечать неудобств и превращать безденежье в романтическую подробность приключений. В деле Фокина выговоры и штрафы (в одном только декабре 1901 года он получил выговор за неявку па представление оперы «Волшебный стрелок» и был оштрафован за пропуск репетиции «Жавотты») сменялись его просьбами о заграничных отпусках.
И так же регулярно, подтверждая рассказ Фокина о том, что начальство выдвигало способного танцовщика, повторялись приказы о повышении в ранге и окладе содержания. Определенный на службу к театрам с жалованьем 800 рублей в год, он получил с 1 сентября 1901 года 1000 рублей в год и был переведен во вторые танцовщики, с 1 сентября 1902 года — оклад 1200 рублей в год, с 1 мая 1904 года был переведен в разряд первых танцовщиков, а с 1 сентября того же года получал уже 1500 рублей и т.д.
Повышение в разряде означало и получение новых ответственных мест. В репертуар Фокина вошли лучшие партии классического репертуара в той именно последовательности, какая установилась уже для многих поколений до него, то есть от виртуозных сольных номеров — до главных партий. От партии одного из двух трубадуров в «Раймонде» он перешел к роли Жана де Бриена. От мужской партии в pas de trois «Пахиты» — к ее герою Люсьену д'Эрвильи. После участия в pas d'action последнего акта «Баядерки» Фокин получил роль Солора. В балетах Чайковского он исполнял разнообразные роли. В «Щелкунчике» — принца Коклюша. В «Спящей красавице» — виртуозную партию Голубой птицы, мазурку принца Фортюне в паре с Золушкой, принца Шери — одного из претендентов на руку Авроры, наконец принца Дезире. В «Лебедином озере» начало карьеры Фокина было отмечено выступлением в pas de trois, в 1902 году он исполнил испанский танец второго акта, в 1915 году — роль принца Зигфрида с Вагановой — Одеттой и Одиллией.
Легенда о Дягилеве
Айседора Дункан
Первые опыты преподавателя. «Ацис и Галатея».
О Нижинском